СИСТЕМА ВСЕ ПОМНИТ
Бизнес-тренер, специалист по системной психологии и преподаватель Свободного Университета в Страсбурге рассказал о том, какие принципы системы могут нарушаться в компаниях, уменьшая их эффективность, и как это исправить.
Интервью Светлана Топилина/
***
Вопрос: Предприятие функционирует по тем же принципам, как и любая человеческая система. Расскажите, с чего начался прорыв в этой области знаний?
Прорыв начался с открытия Руперта Шелдрейка относительно того, что любая система имеет собственную память - она помнит нерешенные проблемы. Такие скрытые повреждения системы на предприятии могут выражаться в том, что на каком-то месте происходит постоянная текучка кадров, где-то никак не может наладиться структура или же недостаточно результатов при кажущихся правильно выстроенных процессах.
Какие принципы функционирования систем помогают эффективно работать компании?
Всего три принципа:
Первый - принцип принадлежности. Все их легко запомнить. Люди, которые были приняты в компанию и соответствуют критериям принадлежности, не могут быть исключены или отвергнуты. Например, нельзя уволить человека просто так, без последствий. Именно о таких событиях система продолжает напоминать через повторения.
Второй - принцип иерархии, или правильного места. У каждого элемента есть свое место. Иерархия может нарушаться, если сотрудник подсиживает начальника или, наоборот, тот, кто становится на ответственную позицию, не может или не хочет занимать это место. Тогда в организации наступает хаос.
Третий - принцип баланса «давать-получать». Мы всегда что-то даем и что-то получаем. Сотрудники отдают предприятию свое время, компетенции, здоровье, взамен получают зарплату, соцпакет, развитие. Если работник вкладывается, но не получает отдачи, то баланс рушится. Важно, чтобы обе стороны были взаимно удовлетворены.
Почему эти принципы так сильны?
Потому что системные принципы укоренены в человеке бессознательно. Они формировали историю человечества десятки тысяч лет. Единственная вещь, которая важна для системы, связи или принадлежность. Система делает все, чтобы отношения не разрывались, поэтому со временем она начинает закостеневать. И сегодня, когда нам необходимы быстрые изменения, руководители часто сталкиваются с инерцией: система предприятия сопротивляется. Если мы знаем, что такова ее природа, то можем это учитывать.
Принципы эффективности системы.
Существуют еще 6 младших принципов эффективности.
Первый - принцип вовлеченности: мы должны поддерживать тех, кто искренне вовлечен в работу, иначе их мотивация быстро упадет. Второй принцип - это иерархия влияния. Есть люди, обладающие личной харизмой или работающие со дня основания компании. Если их не поддерживать, они становятся в оппозицию, и все, кто к ним лоялен, начинают саботировать работу.
Третий принцип - признание результатов.
Четвертый принцип - признание компетенций.
Пятый принцип, который очень многие сотрудники хотят поставить на первое место, принцип индивидуальной реализации. Он допустим только после того, как соблюдены предыдущие принципы: сотрудник показывает вовлеченность, умеет общаться и договариваться, результативен и компетентен.
И наконец, шестой - принцип внешних влияний. Он может становиться на первое место, так как ни одна система не находится в вакууме. К примеру, мы живем в государстве, где законодательство меняется непредсказуемо и приходится все переделывать.
СКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ МОГУТ ВЫРАЖАТЬСЯ В ПЛОХИХ РЕЗУЛЬТАТАХ, В ТЕКУЧКЕ КАДРОВ, В ФОРМИРОВАНИИ ОППОЗИЦИИ ЛИДЕРУ
Как привести систему своего предприятия в гармонию?
Когда мы приходим на предприятие, мы просим рассказать или представить в письменном виде историю, что помогает провести системную диагностику и увидеть наличие травм в системе.
Второй способ ориентирован на информацию, находя щуюся на уровне эмоционального мышления. С помощью эмпатического восприятия можно увидеть картину связей в коллективе. После мы наводим структурный и иерархический порядок и восстанавливаем целостность системы для дальнейшей эффективной работы
На ваш взгляд, каково главное качество современного мира? Какой отпечаток оно накладывает на работу руководителя?
Мир стал слишком быстро изменяться. Потому главным качеством современного руководителя становится адаптация к этим изменениям. Никто не знает, что будет завтра и в какую сторону придется бежать. Так что руководителю важны открытость, гибкость и способность принимать решения. Это то, что мы называем осознанным лидерством.
Конечно, второе - это диджитализация и переход в онлайн. Все постепенно заменяется компьютерами и роботами. И хотя по эффективности человек уступает механизмам, но есть вещи, на которые роботы не способны, - это creation, communication и cooperation (творчество, общение и взаимодействие). Это именно то, что остается человеку и где мы будем выигрывать.